Музей Алексея Михайловича Черемухина 

Суббота, 23.11.2024, 20:08

       13 сентября в Люберецкой школе № 25 состоялась торжественная встреча, посвящённая знаменательному событию в истории Российской авиации. В этот день 1930 года на аэродроме лётной части военно-химического полигона на станции Ухтомская состоялся первый свободный полёт первого отечественного вертолёта ЭА – 1. Создателем и испытателем этого аппарата был Алексей Михайлович Черёмухин.

       В актовом зале собрались учащиеся и учителя школы. На встречу с ребятами пришли замечательные люди, которые связали свою жизнь с авиацией:

·        Черёмухин Георгий Алексеевич, ведущий эксперт фирмы Туполева, главный аэродинамик самолётов ТУ – 144, ТУ – 160, ТУ – 204, сын Алексея Михайловича;

·        Беляков Александр Викторович, председатель межрегиональной общественной организации содружества вертолётчиков, генерал-майор, военный лётчик-снайпер;

·        Копец Инна Андреевна, советник генерального представителя в Москве авиакомпании «ЮТЭЭР», пятнадцатикратная рекордсменка мира, мастер спорта международного класса, член международной вертолётной ассоциации, почётная гражданка г. Люберцы;

·        Касьянников Вениамин Алексеевич, зам. генерального конструктора фирмы КАМОВ, почётный авиастроитель, преподаватель филиала МАИ по конструкции вертолётов;

·        Васин Анатолий Николаевич, директор музея фирмы КАМОВ, почётный авиастроитель;

·        Кошкина – Скробова Галина Петровна, подполковник, научный сотрудник военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина;

·        Зотов Владимир Петрович, главный специалист департамента государственной политики в области гражданской авиации МИНТРАНСА России, академик, пилот первого класса;

·        Громов Владислав Владимирович, лётчик-испытатель фирмы КАМОВ, начальник лётной службы, шестнадцатикратный рекордсмен мира;

·        Филипченков Сергей Викторович, герой России, полковник, военный вертолётчик;

·        Удальцов Георгий Михайлович, подполковник, вертолётчик внутренних войск МВД;

·        Себякин Геннадий Алексеевич, подполковник, военный вертолётчик;

·        Пономарёв Владимир Михайлович, генерал-майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР, начальник авиации МВД России;

·        Пшеничный Николай Андреевич, полковник запаса, заслуженный военный лётчик РФ, зам. начальника авиации МВД России.

       Делегацию гостей возглавляли глава г. Люберцы, много лет проработавший авиационным инженером на фирме КАМОВ, Михайлов Владимир Алексеевич и вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, генерал-майор безопасности Трондин Сергей Александрович.

       Торжественная встреча началась с выступления учеников девятого и десятого класса, которые принимают участие в работе школьного музея, посвящённого А.М. Черёмухину. Ребята рассказывали о личности Алексея Михайловича, зачитывали воспоминания о нём известных авиаконструкторов, читали стихи вертолётчика Б. Алякритского. Участники встречи увидели уникальные кадры, на которых был заснят первый испытательный полёт ЭА – 1.

       Алексей Михайлович Черёмухин – советский учёный, конструктор в области самолёто- и вертолётостроения, лётчик, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился 30 мая 1895 г. в Москве. В 1914 г. окончил гимназию с золотой медалью. В сентябре 1914 г. поступил на службу в 13-й авиационный отряд и вскоре был отправлен на фронт. В 1916 г. Алексей Михайлович окончил Московскую школу авиации при Императорском техническом училище, а в 1922 г. – Московское высшее техническое училище. За боевые действия в I мировой войне награждён шестью орденами России. В 1917 – 1918 гг. был инструктором Качинской авиационной школы. Затем работал в ЦАГИ, проектировал и строил аэродинамические трубы, первые советские самолёты (АК – 1, «КОМТА»), вертолёты.

       И вот – знаменательный день. 1930-й год, 13 сентября. Впервые проводятся испытания геликоптера ЭА – 1 в свободном полёте. Вот что вспоминал об этом сам Алексей Михайлович Черёмухин. «Время для этого полёта было выбрано ранним утром, примерно с восходом солнца, пока в воздухе был ещё приятный для моторов утренний холодок и спокойная атмосфера… Аппарат был выведен на поле, и я сел на место пилота, проверил, что было можно, и дал команду запустить моторы. Вот моторы запущены, винты вращаются, механики отошли от аппарата. Можно взлетать.

       Понемногу прибавляю газ моторам. Вращение винтов становится быстрее, и аппарат начинает как бы облегчаться и отделяться от земли. Ещё газу. Аппарат поднялся на 3 – 4 метра и как бы остановился на этой высоте, всё время покачиваясь со стороны на сторону, но поддаваясь управлению. Попробовал чуть убавить газ – аппарат снизился и повис над землёй. Опять прибавил газу и, поднявшись на несколько метров, продержался некоторое время над землёй, стараясь почувствовать и понять, как реагирует машина на движение ручки управления, что трясётся и как держать обороты мотора. После этих нескольких напряжённых минут – спуск на землю, мягкий, почти без толчка. Сразу сбрасываю газ, выключаю моторы и слезаю на землю под радостные возгласы одобрения группы работников нашего коллектива…»

       Испытания продолжались. 14 августа 1932 г., испытывая вертолёт ЭА – 1, Черёмухин достиг высоты 605 метров, превысив официальный мировой рекорд.

       Уже с 1923 г. Алексей Михайлович вёл преподавательскую деятельность в МВТУ, МАИ, Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского. А с 1936 г. становится главным инженером ЦАГИ. В 1937 г. Черёмухин был необоснованно репрессирован и до 1941 г. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ – 29 НКВД над самолётом Ту – 2. В дальнейшем работает в ОКБ А.Н. Туполева, а с 1953 г. руководит комплексом расчётно-исследовательских и экспериментальных работ по прочности опытных самолётных конструкций в должности заместителя генерального конструктора. Он принимает участие в проектировании и разработке конструкций, всевозможных испытаниях и лётной доводке всех самолётов в ОКБ (в том числе и таких, как Ту – 14, Ту – 16, Ту – 104, Ту – 114).

       19 августа 1958 г. Алексей Михайлович скоропостижно скончался от инсульта. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

       Алексей Михайлович Черёмухин в 1957 г. был удостоен Ленинской премии; дважды (в 1949 и 1952 гг.) становился лауреатом Государственной премии СССР; был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. В 1982 г. ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз-кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте. В память о рекордном полёте Алексея Михайловича Черёмухина рядом с территорией завода фирмы Камов установлен памятный знак. Именем Алексея Михайловича Черёмухина названа улица в нашем городе.

       30 мая 2005 г. в 110-ю годовщину со дня рождения Алексея Михайловича Черёмухина в Люберецкой школе № 25 состоялось открытие музея, посвящённого этому замечательному человеку. В создании музея неоценимую помощь оказали ОКБ Туполева, заводы Миля и Камова. Особая заслуга в организации музея, в подборе материала для экспозиции принадлежит Инне Андреевне Копец, пятнадцатикратной чемпионка мира по вертолётному спорту, почётной гражданке города Люберцы.

       Основная экспозиция нашего музея посвящена Алексею Михайловичу Черёмухину, его жизни  и деятельности. Здесь представлены фотографии из семейного альбома Черёмухиных, научные труды Алексея Михайловича, Похвальный лист гимназиста Черёмухина, его награды.

       Помимо этого представлены следующие экспозиции: «Пионеры отечественной авиации»; «Туполевские крылья»; «Фирма КАМОВ»; «Завод Миля»; «Герои вертолётного спорта»; «Легендарный экипаж» (о женском экипаже, установившем 15 мировых рекордов в вертолётном спорте); «Рекордные перелёты».

       При музее создана Комната Боевой Славы, в экспозиции которой представлены основные сражения Великой Отечественной войны, награды России, портреты пионеров-героев, маршалов и великих полководцев нашей страны.

       Доброй традицией стало уже организация встреч учащихся школы с ветеранами авиации 13 сентября – в день первого полёта Черёмухина на экспериментальной модели вертолёта и 30 мая – в день рождения Алексея Михайловича.

       Вот и сегодня, выступая на этой встрече, глава г. Люберцы В.А. Михайлов обратился к учащимся с призывом сохранить чувство любви к своему городу, к своему краю, с призывом стать такими же патриотами, как наши замечательные гости, что пришли в авиацию и отдали всю свою жизнь служению этому делу.

       А.В. Беляков и И.А. Копец наградили грамотами межрегиональной общественной организации содружества вертолётчиков за вклад в деятельность по сохранению исторического наследия выдающегося авиаконструктора, создателя и испытателя первого отечественного вертолёта ЦАГИ музей А.М. Черёмухина школы № 25 и музей боевой и трудовой славы Ухтомского вертолётного завода им. Н.И. Камова, директора школы Беловолову Т.Л., зам. директора по воспитательной работе Перепёлкину М.К., директора школьного музея, учителя истории, Миронову Е.А., руководителя лекторской группы музея, учителя истории, Павликову Ю.Ю., руководителей исследовательской группы музея, учителей Меркулову Н.Б. и Чанину В.В. Грамотами были также отмечены экскурсоводы музея: ученица 11 «Б» кл. Пилявская Талина, ученик 10 «Б» кл. Гончаров Кирилл, ученики 10 «А» кл. Керский Александр, Королёва Виолетта и Андреяшкина Елена.

       С особой миссией прибыл на встречу вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, генерал-майор С.А. Трондин. Подчеркнув, что огромное значение в настоящее время имеет целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодёжи, Сергей Александрович зачитал постановление Президиума Национального комитета общественных наград от 28 августа 2006 г. о награждении А.М. Черёмухина за личный вклад в развитие и укрепление Российского государства орденом Петра Великого I степени (посмертно). Награда была вручена сыну Алексея Михайловича Черёмухину Георгию Алексеевичу. Георгий Алексеевич пожелал ребятам, чтобы они, как и его отец, обязательно нашли своё дело в жизни, дело, которому бы отдали все свои силы, «…независимо от того, говорят вам спасибо или нет. А делали бы то дело, которое вам нравится.… Так работал Алексей Михайлович и большинство его друзей. Так прожить свою жизнь». 

       Призвал помнить историю своей страны, своего города и зам. генерального конструктора фирмы КАМОВ В.А. Касьянников. Он видит значение деятельности А.М. Черёмухина ещё и в том, что, являясь более опытным пилотом и испытателем, Алексей Михайлович «…собрал вокруг себя молодёжь, из которой выросли ведущие работники вертолётостроения». Это М.Ю. Миль, Н.И. Камов, И.П. Братухин – главные конструкторы вертолётов. Вениамин Алексеевич предложил ребятам, которые интересуются авиацией, по окончании девятого класса продолжить обучение в техникуме с авиационной специализацией, который открылся в Люберцах в этом году.

       Ярким было выступление научного сотрудника военного воздушного академии им. Ю.А. Гагарина, подполковника Г.П. Кошкиной – Скробовой. Она со школьной скамьи мечтала стать летчицей и осуществила свою мечту. Летала на вертолётах Ка-26, Ми-2, Ми-8; участвовала в международном женском перелёте Москва – Майями, посвящённом 500-летию Америки и 50-летию лендлиза. Галина Петровна познакомила ребят с воспитанниками Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой.

       Гости высоко оценили работу музея А.М. Черёмухина Школы № 25. С.А. Трондин по постановлению Президиума Национального комитета общественных наград от 28 августа 2006 г. вручил музею орден Святого князя Александра Невского III степени за значительный вклад в дело сохранения памяти культурно-исторического наследия и патриотического воспитания молодёжи.      

      

 

             

Павликова Ю.Ю. учитель истории МОУ СОШ №25

 

Октябрь 2006г.

Меню сайта

Опросы
Как вам наш сайт?
Всего ответов: 26797