18 марта 2010 12:18
Возвращение Алексея
Черемухина
7 октября
2009 года в Люберецкой общеобразовательной школе № 25, которая носит имя
основателя российского вертолетостроения, конструктора и испытателя первых
отечественных вертолетов Алексея Михайловича Черемухина, состоялось
торжественное открытие памятника этому поистине гениальному сыну Великой страны
– России.
Биография А.М. Черемухина тесно связана с историей земли люберецкой. Именно у
нас в Люберцах создавался первый в мире вертолет ЦАГИ 1-ЭА, и именно с
Ухтомского аэродрома 13 сентября 1930 года А.М. Черемухин впервые в мире
совершил свободный полет на этом вертолете, тем самым положив начало
вертолетостроению Отчизны.
Увековечение памяти А.М. Черемухина на нашей люберецкой земле стало для
люберчан делом чести и исторической справедливости.
Памятник А.М. Черемухину был выполнен по проекту нашего талантливого земляка,
заслуженного художника РФ Александра Александровича Рожникова. Основную часть
расходов на возведение этого объекта взяла на себя администрация Люберецкого
муниципального района Московской области.
Это было в те давние, давние годы, в те далекие дни, когда были еще живы
братья, отцы и любимые, не вернувшиеся с войны.
Страна активно работала, училась, мечтала о светлом, счастливом будущем. А тем
временем в Ухтомском (ныне Люберецком) районе, на аэродроме, располагавшемся
неподалеку от нынешней территории фирмы «Камов», под руководством А.М.
Черемухина готовился к испытательным полетам первый в мире вертолёт –
геликоптер ЭА-1.
Исходный период отечественного вертолетостроения начался почти сразу же после
окончания Гражданской войны. В 1926 году в Центральном аэрогидродинамическом
институте (ЦАГИ) была создана вертолетная группа (особый отдел), а к 1928 году
был спроектирован вертолет одновинтовой схемы – ЦАГИ 1-ЭА (экспериментальный
аппарат).
В течение 1930-1934 годов конструктором и летчиком-испытателем Алексеем
Михайловичем Черемухиным было произведено на вертолетах-геликоптерах 88
вылетов…
Из воспоминаний Бориса Николаевича Юрьева – советского ученого в области
аэродинамики, академика АН СССР:
- А.М. Черемухин особенно большое участие принял в разработке геликоптера
системы Юрьева, так называемого 1-ЭА и его варианта 5-ЭА. Он разработал весь
конструктивный проект этой исторической машины и руководил ее постройкой. В
этой работе всё приходилось делать по собственному разумению, всё здесь было
ново, как в конструкции и технологии, так и в методах расчетов.
После постройки этой машины возник вопрос о летчике для нее. Поведение машины в
воздухе, методы управления ею никому в то время не были известны, так как 1-ЭА
был вообще первым в мире геликоптером, способным летать, а не только
подпрыгивать в воздух на несколько секунд… Черемухин, бывший летчиком в
империалистическую войну (и награжденный шестью боевыми орденами – примеч.
автора) взялся сам испытывать геликоптер.
Это было подлинным героизмом, так как каждый полет на новом режиме мог
окончиться гибелью летчика. Ему пришлось однажды опускаться на аппарате с
оторвавшейся в полете лопастью несущего винта; лишь чутье инженера подсказало
ему правильный режим спуска и позволило сесть на землю. У обычного летчика это
окончилось бы просто смертельным падением. Черемухин был вообще первым в мире
летчиком, начавшим свободно летать на геликоптерах…
14 августа 1932 года на люберецкой земле вертолет, управляемый Черемухиным,
набрал высоту 605 метров. Это был выдающийся результат, так как официальный
мировой рекорд того времени итальянского геликоптера «Асканио» составлял лишь
18 метров.
Однако долгие годы о рекорде Черемухина широко не знали ни за рубежом, ни в
нашей стране, поскольку вся работа ЦАГИ была засекречена…
В память об этом рекордном полете фирмой «Камов» был установлен памятный знак:
лопасть вертолета из нержавеющей стали, возвышающаяся над серым гранитным
обелиском. Однако прошло еще немало лет до той знаменательной поры, когда имя
А.М. Черемухина появилось на карте города, в небо над которым был поднят первый
отечественный вертолет. Постановлением губернатора Московской области Б.В.
Громова именем А.М. Черемухина была названа одна из улиц города Люберцы; его
имя было присвоено Люберецкой школе № 25, где по инициативе пилота-вертолетчика
I класса, 15-кратной рекордсменки мира по вертолетному спорту Инны Андреевны
Копец, а также преподавателей и учащихся этой школы (директор – Т.Л.
Беловолова) был создан замечательный музей А.М. Черемухина.
Из воспоминаний об А.М. Черемухине советского авиаконструктора, Героя
социалистического труда Николая Ильича Камова:
- Это был душа-человек, по-русски говоря. Он всегда готов был помочь в любой
житейской ситуации.
До сих пор в моей памяти Черемухин остается кристально-честным, благородным
человеком…
Мне пришлось снова поработать с Алексеем Михайловичем, когда мы делали
винтокрыл Ка-22 – его это очень интересовало. Мы вместе с ним сидели вечерами,
просматривали вопросы прочности отдельных агрегатов, прорабатывали нормы…
Он отдавал себя целиком развитию нашей авиационной техники и, в частности,
вертолетостроению…
Всегда в нашем КБ имя Алексея Михайловича будет светиться, все время и на
долгие годы.
7 октября 2009 года казалось, даже природа постаралась соответствовать
торжественности момента: день выдался не по-осеннему теплым и солнечным.
На площади перед Люберецкой школой № 25 собралось множество люберчан: сюда
прибыли заместитель главы Люберецкого района М.В. Тарханов; депутаты
Люберецкого районного Совета депутатов С.Н. Антонов и В.А. Свидрива, депутат
городского Совета депутатов Т.И. Тропина, начальник Управления образованием
Люберецкого района Г.П. Тимофеева, председатель Московской областной
организации профсоюзов работников физкультуры и спорта Е.Н. Осташева. На
торжественную линейку выстроились учащиеся школы.
Отрадно отметить, что в знаменательном мероприятии приняли участие сын А.М.
Черемухина – лауреат Ленинской премии им. Жуковского, ведущий эксперт фирмы ОАО
«Туполев» Г.А. Черемухин, его жена, Наталья Дмитриевна, дочь Елена Георгиевна и
внучка – Елизавета Владимировна.
О том значении, которое придается не только на районном, но на всероссийском
уровне увековечению памяти А.М. Черемухина на люберецкой земле, весьма
красноречиво свидетельствует тот внушительный, поистине «звездный» состав
вертолетчиков, слетевшихся (в буквальном смысле этого слова) сюда со всей
страны. Главной героиней праздника была, конечно же, И.А. Копец, во многом
благодаря инициативе и энергии которой при активной поддержке руководства и
Общественного совета школы № 25 был положительно решен вопрос об установке
памятника А.М. Черемухину на территории этого учебного заведения.
На открытие памятника основоположнику отечественного вертолетостроения прибыли
также Герой России, командующий авиацией ФСБ, генерал-лейтенант Н.Ф. Гаврилов;
заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», Герой СССР,
заслуженный летчик-испытатель СССР Г.Р. Карапетян; экс-командующий армейской
авиацией, генерал-лейтенант В.А. Иванов; заместитель начальника МВЗ имени М.Л.
Миля по летной подготовке, Герой России, заслуженный летчик испытатель РФ А.М.
Климов; ветеран трех войн и ликвидатор последствий катастрофы в Чернобыле В.О.
Шмаков; главный специалист Министерства транспорта, ветеран-вертолетчик В.П.
Зотов; летчик-испытатель МВЗ им. Миля Ю.М. Пелевин, военный вертолетчик МВД
России Г.М. Удальцов, заслуженный летчик гражданской авиации И.С. Макаров,
заслуженный мастер вертолетного спорта, член сборной команды России Г.А.
Шпиговская, старший инспектор-летчик отдела безопасности полетов Центра авиации
МВД России, полковник внутренней службы Г.П. Скробова-Кошкина, командир
вертолета МЧС России Е.П. Орешникова и другие.
Делегацию наших земляков - камовцев возглавил заместитель главного конструктора
прославленной фирмы «Камов», Почетный авиастроитель В.А. Касьянников.
Немало теплых слов прозвучало в тот день как знак уважения и признательности
А.М.Черемухину, а также в адрес главы Люберецкого района (ныне главы города
Люберцы) Владимира Петровича Ружицкого, первого заместителя главы района Ирины
Геннадиевны Назарьевой, Инны Андреевны Копец и коллектива школы № 25, так много
сделавших для увековечения памяти нашего выдающегося соотечественника на земле
люберецкой. Многие выступавшие говорили и о том большом значении, которое имеет
открытие памятника для патриотического воспитания учащихся, для будущих
поколений.
Почетное право открытия памятника А.М. Черемухину было предоставлено Г.А.
Черемухину, И.А.Копец и М.В. Тарханову. Навсегда в памяти участников этого
знаменательного события останется и полет прекрасной винтокрылой птицы –
вертолета Ми-8 в небе над школой № 25 под торжественный «Марш вертолетчиков».
Командовал полетом А.М. Климов. Пилотировал вертолет экипаж в составе
командира, летчика-испытателя I класса С.Н. Садриева; летчика-испытателя I
класса В.Н. Кутанина и бортмеханика-испытателя С.Маркелова.
Завершающим аккордом праздника стало посещение гостями школьного музея А.М.
Черемухина, где под руководством директора музея Е.А. Мироновой ведется большая
поисковая и исследовательская работа.
Из воспоминаний советского авиаконструктора, Героя Социалистического Труда
Михаила Леонтьевича Миля:
- Всякий, кому посчастливилось знать и особенно работать с Алексеем
Михайловичем Черемухиным, может рассматривать это как подарок судьбы. Это был
такой тонкий, умный, талантливый человек, что трудно его забыть и, кажется, что
другого такого не было…
Мы у него научились всему тому, что сейчас умеем… И в тех успехах, которые
имеет советское вертолетостроение (оно по праву считается самым передовым в
мире), в тех тысячах машин, которые летают сейчас над полями в небе нашей
Родины, есть большая доля его труда.
Человек живет не только своей жизнью, он живет в том деле, в которое он вложил
свои силы, свой талант. И дело это будет жить…
Татьяна САВИНА