Суббота, 27.04.2024, 02:19
Лекторий «Туполевские
крылья». 22
октября 2007г. исполняется 85 лет со дня образования конструкторского бюро А.Н.
Туполева, созданного величайшим авиаконструктором и организатором авиационного
производства Андреем Николаевичем Туполевым.
За годы своего существования КБ разработало около 300 проектов различных типов
летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были
реализованы в опытных образцах, и более 40 строились в серии, во многом
определив лицо отечественной авиации.
Мировую известность получили боевые самолеты ОКБ - в предвоенный и послевоенный
период это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в
последние годы многорежимные Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС, в настоящее время
составляющие основу Дальней авиации России.
В области пассажирского самолетостроения ОКБ стало первенцем отечественного
пассажирского самолетостроения, создав магистральные самолеты Ту-104, Ту-114, а
затем Ту-124, Ту-134, Ту-154 и уникального первого в мире сверхзвукового
пассажирского самолета Ту-144.
ОКБ разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования сжиженного
природного газа и водорода для двигателей, которые обеспечили первые полеты
самолета Ту-155 на альтернативных видах топлива.
В настоящее время разворачивается серийное производство сертифицированного в
2003 году ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334-100. В последние
годы в ОКБ были проведены большие работы по проектам развития Ту-334, как в
пассажирском варианте, так и в грузовом варианте..
Сегодня коллектив ОКБ А.Н. Туполева продолжает работать над новыми самыми
передовыми проектами, как в области гражданской, так и военной авиации,
используя свой без малого столетний опыт и мощный научно-технический потенциал
на благо России и ее авиации.
ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (10.09.1888 -
23.12.1972)
- советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953; член-корр. 1933),
генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945,
1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926). В 1908 г. поступил в Императорское техническое
училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка.
Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет
(1910). В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах
первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые
аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и
одним из руководителей ЦАГИ. В
1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному
цельнометаллическому самолётостроению. А.Н.Туполев - организатор производства
советского алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. С
1922 года Туполев председатель Комиссии по постройке металлических самолётов
при ЦАГИ. С этого
времени начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им
опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов
различных классов. В
1922-36 годах Туполев один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик
проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого
в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт
смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 - первый советский цельнометаллический
самолёт (АНТ-2), в 1925 - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-З),
строившийся серийно. Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера. Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В
Великой Отечественной войне участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2 и
торпедные катера Г-4, Г-5. В послевоенный период под руководством
Туполева (с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и
гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый
советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический
бомбардировщик Ту-95,
бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.
На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый
советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый
турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние
магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой
пассажирский самолёт Ту-144
(совместно с А.А.Туполевым).
|
Меню сайта
Опросы |