Музей Алексея Михайловича Черемухина 

Суббота, 27.04.2024, 07:10

 

 

Областная краеведческая конференция учащихся

 

 

 

Зональный этап

 

Секция:      Земляки

 

 

           Тема: Женская симфония полёта

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя

общеобразовательная школа№25

имени А.М.Черёмухина

г. Люберцы

 

 

 

Автор:

Юсупова Алина

7-Б класс

 

Руководитель:

Миронова Елена Анатольевна,

учитель истории МОУ СОШ №25,

директор школьного музея А.М.Черёмухина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 год

                     

          Наша школа носит имя А.М.Черёмухина, выдающегося советского авиаконструктора, создателя первого отечественного вертолёта. В честь этого удивительного человека в школе 30 мая 2005 года был открыт музей. Большую помощь в создании школьного музея оказала Инна Андреевна Копец, пятнадцатикратная рекордсменка мира по вертолётному спорту. Она организовала встречи учеников с авторами книги «Инженер божьей милостью» Е.Л.Залесской и Г.А.Черёмухиным, сыном А.М.Черёмухина, экскурсии для учащихся в музей ЦАГИ, в Торжок, центр переподготовки вертолётчиков. И с тех пор Инна Андреевна принимает активное участие в жизни нашей школы. Она приглашает на встречи  с учениками очень интересных людей, с яркой, героической биографией. А вот о себе рассказывать не любит, не позволяет  присущая ей скромность.

     В 2006 году 13 октября в актовом зале нашей школы проходил торжественный вечер, посвящённый годовщине первого полёта Черёмухина. Среди гостей, приглашённых на  этот праздник,  была и Инна Андреевна. Её форменный пиджак украшало огромное количество медалей и орденов. Меня поразило то, что этих наград было ничуть не меньше, чем у мужчин-вертолётчиков, Героев России и Советского Союза. И тогда я решила узнать как можно больше о жизни Инны Андреевны Копец. Я была уверена в том, что у неё очень яркая, интересная, насыщенная незабываемыми событиями биография, тесно связанная с историей нашей Родины. Мои предположения подтвердились. Изучая статьи, посвященные легендарной вертолётчице, читая книги о мировых рекордах российских вертолётов, слушая воспоминания Инны Андреевны о своём военном детстве, об учёбе в аэроклубе, о первом полёте, о своих победах,    я не переставала удивляться и одновременно восхищаться силой воли, мужеством, упорством, присущим этой удивительной женщине. Её биография – пример для подражания. И мы можем гордиться тем, что этот человек живёт рядом с нами, является нашим земляком. Вот о ней я и хочу рассказать в своей работе.

    Копец  Инна Андреевна родилась 17 (25) сентября 1938 года, во Владивостоке.  Мать – Мария Ивановна Осипова, посвятила свою жизнь семье, воспитанию дочери. Отец – Андрей Емельянович Копец, электросварщик, работал на вагоноремонтном заводе, воевал на озере Хасан, участвовал в Московской, Сталинградской битвах, освобождал от фашистских захватчиков Севастополь в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году был тяжело ранен, и на этом война для него закончилась.

   Поколение Инны Копец называют «дети войны». Её детство действительно было очень тяжёлым: отец на фронте, мать сутками работала на заводе, жили впроголодь, хлеба вдоволь не ели.

     Когда Инна закончила 7 классов, семья Копец переезжает в Астрахань. Инна увлекается чтением. Через дорогу от дома, в котором отец получил комнату от тепловозоремонтного завода, находилась библиотека. Книг было там не очень много, поэтому самые интересные можно было читать только в читальном зале. Девочка там бывала каждый день, и вскоре работники библиотеки стали настолько доверять ей, что разрешали брать книгу домой на одну ночь, утром нужно было вернуть. Поэтому, когда все жильцы квартиры засыпали, Инна пробиралась на кухню и читала. Так она открыла для себя Тургенева, её манили приключения героев романов Жюля  Верна. Затем она увлеклась историей авиации. Жизнь Валентины Степановны Гризодубовой восхищала девушку и вызывала желание подражать.

      В 1955 году, будучи ученицей 9-го класса, Инна поступает в аэроклуб. Уже через несколько месяцев она летала на планерах. Инна Андреевна вспоминает, что во время первого своего полёта она разговаривала с планером, как с человеком. Подготовка в аэроклубе была серьёзной: работа с моделями, в методических классах. Да и полёты на планерах, хотя и были, по словам Инны Андреевны, скучными, давали будущим лётчикам очень многое. Эти полёты развивают глазомер, чувство меры. В дальнейшей своей лётной деятельности она всегда могла точно рассчитать место посадки вертолёта, чётко приземлиться в любую точку. Их сначала было десять девчонок, а закончила курсы в аэроклубе – одна она.

    – А тебя, девушка, надолго ли хватит? – спросил однажды не без иронии её пилот-инструктор Б.М.Дьяченко.

      Инна не обиделась. Посмотрев в глаза своему наставнику, спокойно сказала:

     – На всю мою жизнь.

  После окончания 10-го класса она поехала в Москву в ЦК ДОСААФ, но её не приняли, потому что ей ещё не исполнилось восемнадцать лет. Она вынуждена была вернуться домой в Астрахань. Устроилась работать крановщицей на тепловозоремонтном заводе. Уже на третий день освоила  сложную технику. «Хваткая!»,    говорили о ней   сотрудники, удивляясь ловкости и мастерству молодой девушки.

      А Инна всё равно грезила небом. Продолжала посещать аэроклуб, но теперь уже училась летать на самолёте.  Однажды она пришла к директору завода и положила на стол заявление. Прочитав, тот очень удивился:

  Просишься в вечернюю смену? Вот чудачка! Другие норовят избежать ночной смены, а ты наоборот.

  – Зато днём смогу летать,–  пояснила Инна.  

Целый год изо дня в день она регулярно приезжала в аэроклуб. Взмывала в небо на планере, летала на Як-18. Наконец тот же пилот-инструктор сказал ей:

   Молодец, Инна, у тебя дело пойдёт!

   Это был её первый успех в авиации.

     Однажды, приехав на полёты, она увидела на аэродроме вертолёт. Обошла его со всех сторон и подумала: «Ну и каракатица!» 

      С тем и отошла. Но «каракатица» почему-то не выходила из головы, то и дело вспоминалась, всё больше заинтриговывала.

 Вскоре она узнала о готовящемся наборе в планерно-вертолётную школу. Охотников учиться там было предостаточно, и когда Инна Копец написала своё заявление, аэроклубное начальство недовольно ответило ей:

  – Куда ты, тут для парней мест не хватает.

  Но совладать с Инной было трудно. Она написала письмо председателю ЦК ДОСААФ, поехала в Москву и настояла на том, чтобы её просьбу удовлетворили.  Пятерых девчат взяли в  Калужскую Центральную Планерно-Вертолётную школу ДОСААФ на вертолётное отделение «для эксперимента», посмотреть, смогут ли женщины летать на вертолётах. Тогда это был Ми-1.

    Годы учёбы пролетели быстро, и вот получен диплом с отличием. Радость удвоилась, когда узнала, что её оставили в авиашколе инструктором. Копец стала сама учить молодёжь.

    Но её тянуло на воздушные трассы, на голубые дороги новостроек страны. И в 1962 года она стала первой женщиной- пилотом  вертолёта Ми-1 в гражданской авиации СССР. Один из первых ассов-вертолётчиков Фёдор Белушкин сказал ей: «Сможешь летать на Ми-1 – будешь летать на любом вертолёте». Он был прав, потому что в этой машине ты один во всех лицах – и пилот, и штурман, и бортмеханик, и бортрадист, да и физические нагрузки здесь такие, что не каждому мужчине по плечу.

  Задания приходилось выполнять всевозможные: санитарные рейсы, химработы, рыбнадзор, обслуживание геологических экспедиций, работа со строителями газопровода Средняя Азия – Центр.

   «Три тысячи часов мы провели в воздухе с моим Ми-1, – задумчиво рассказывает Инна Андреевна. – Спросите, кем я была, воздушным извозчиком? Да, это так. Но скольким людям удалось помочь, в каком громадном строительстве участвовала, сколько интересного увидела с птичьей высоты этих полётов.  Скажу по секрету: у моей профессии есть одно, я считаю, счастливое качество – уметь жить нуждами и заботами своих заказчиков. Допустим, выполняешь санитарный рейс – и тревога врача передаётся тебе, рыбнадзор – считаешь браконьера своим личным врагом.

 Ну, а если возишь буровиков – все разговоры только о нефти. Строителей обслуживаешь – готова с утра до ночи обсуждать проекты и поставки».

     Когда в  ноябре 1967 её пригласили работать  в Москву, у неё уже было три тысячи часов налёта на Ми-1. Она вместе с Людмилой Исаевой и Галиной Расторгуевой прошли курс переучивания на вертолёте Ми-8 в Кременчугском Училище Гражданской Авиации.  

   Дальнейшая её лётная деятельность связана с Москвой, аэропортом Мячково. До 1989 года она являлась командиром вертолёта Ми-8, Ми-26 Объединённого вертолётного авиаотряда Управления Гражданской Авиации Центральных регионов.

       Но большее количество часов она налетала именно на "Ми-8" и именно в Западной Сибири. Летала по всей Тюменской области в качестве командира экипажа. В основном экипажи состояли из мужчин. Но мировые рекорды Копец ставила с женскими экипажами. Это были женские рекорды. В шестидесятые-семидесятые годы на Тюменском Севере, который тогда интенсивно осваивался, работали экипажи вертолетчиков практически со всего бывшего Союза. На линии Сургут - Ноябрьск в тот период и началась карьера молодой вертолетчицы Инны Копец, которая проработала в этом регионе до 1989 года. Первоначально она возила по воздушной магистрали геофизиков. По ее свидетельству, на месте этого ямальского городка тогда были практически голое поле, болота и редкая, чахлая растительность.

   «Вы знаете,    говорит Инна Андреевна,  – Север осваивался постепенно, и каждое новое место, куда мне приходилось летать на протяжении всех этих лет, а это Нефтеюганск, Уват, Нижневартовск, Салехард и многие другие точки, было по-своему особенным. В Сургуте, когда мы стали совершать туда первые рейсы, не было даже взлетно-посадочной полосы, а просто поляны из песка. Сейчас это, конечно, смотрелось бы крайне экзотично, но тогда в сибирских условиях подобный «аэродром» казался чуть ли не верхом цивилизации.
     А вообще тому времени была присуща романтика, на комфорт обращали не столь уж много внимания. Все были поглощены другим. Ну а когда начали строить капитальную полосу, все это происходило на наших глазах, мы вместе радовались нашим общим успехам».
    По мнению Инны Копец, в период освоения Севера авиация сделала очень много для того, чтобы эта земля встала на ноги. Теперь она искренне желает, чтобы Сибирь процветала и слыла благополучным краем не только в России, но и на международном уровне.
   «Я прекрасно знаю Ханты-Мансийский автономный округ, Ямал. Мне часто приходилось бывать в Надыме. Ведь это же благодатнейшая земля! Здесь неисчерпаемые ресурсы, которые могут послужить на благо всему государству».

       В те далекие годы советское правительство старалось доказать всему миру, что наша летная техника - самая надежная. И это были, на самом деле, не пустые слова - техника была что надо. В 1969 году экипаж Копец установил мировой рекорд на максимальную дальность полета по прямой. «Мы держались в воздухе 11 часов 45 минут. Сейчас в этом, может быть, нет ничего удивительного. А тогда машины

 

находились в воздухе не более трех часов. А мы - в четыре раза больше, и показали запас прочности машины. Мы,  как могли,  вносили свой вклад в утверждение вертолетной авиации».

  Сам по себе Мировой рекорд в авиации, согласитесь, уже явление уникальное. А если его совершают женщины, то это событие становится особым. Как настоящую сенсацию воспринял авиационный мир в 1967 году серию рекордов, установленных экипажем вертолёта Ми-8 в составе Инны Копец, Людмилы Исаевой, Юлии Ступиной и Татьяны Руссиян. Советские лётчицы превысили тогда лучшие мировые достижения по трём «классическим» дистанциям – 500, 1000 и 2000 километров, пролетев без посадки 2084 километра. В том же году они сумели покрыть 500-километровый маршрут на этом же вертолёте со средней скоростью 273 километра в час. Это был очередной рекорд, прославивший их имена на весь мир.

     Самые радостные впечатления от своей профессии Инна Андреевна получила, когда ее пересадили на новенький в тот период Ми-26. Громоздкий вертолет показался ей даже удобнее предыдущей модели, на которой уже привыкла летать Инна Копец. Первые вылеты на новой машине летчики, включая нашу героиню, делали на буровые.

Как уже было сказано, Инна Андреевна была командиром у летчиков-мужчин. Как они к этому относились? По словам Копец, вполне нормально. «Конечно, не просто руководить мужчинами, тем более на такой серьезной работе. Надо знать на порядок больше. Это мужская профессия, а потому ни в коем случае нельзя унижать мужское достоинство. В то же время нужно себя поставить так, чтобы тебя слушали. Я очень признательна всем мужчинам, которые со мной летали, многие из них сами стали командирами, кто-то даже работал в Антарктиде...».

    Однажды во время интервью журналист спросил вертолётчицу: «За столь большую авиационную биографию наверняка случалось всякое. Техника не подводила?». «Бог меня жалел, и особо страшных случаев в моей работе не было. Я и сама старалась не отступать от инструкций, соблюдение которых гарантировало безаварийный полет. Но, конечно, вертолет - это машина, а потому от поломок и нештатных ситуаций никто не застрахован. Бывало, что и двигатель в воздухе отказывал, но все заканчивалось благополучно», – ответила она.

    Следующие свои достижения на новом мощном вертолёте Ми-26 женский экипаж, возглавляемый И.А. Копец, показал в 1982 году. Тогда, в декабре 1982 года, командир экипажа Инна Копец, второй пилот Валентина Волкова, штурман Тамара Афанасьева и бортмеханик Людмила Кошиль в течение трёх дней установили девять мировых рекордов. В первом полёте они подняли винтокрылую машину с десятитонным грузом на высоту 5800 метров, перекрыв мировой рекорд, принадлежавший американскому мужскому экипажу, попутно установили рекорды коммерческой загрузки в  одну, две и пять тысяч килограммов. Второй полёт с пятнадцатью тоннами на борту принёс рекордную высоту 4870 метров. Затем Ми-26 поднял до 4150 метров двадцать тонн. А в последнем полёте, когда вертолёт загрузили чугунными чушками общим весом  двадцать пять тонн, высотомер показал 3720 метров. Кроме того, был зафиксирован и мировой рекорд по максимальной взлётной массе.

 

  «Трудно передать, какими радостными, счастливыми были для каждой из нас первые минуты после посадки. Главный конструктор вертолёта Герой Социалистического Труда Марат Николаевич Тищенко поздравил с победой весь экипаж прямо у трапа, сказал, что очень доволен нашей работой. Мне он подарил модель вертолёта с надписью «Первой женщине – командиру Ми-26». Позднее все члены экипажа получили дипломы ФАИ», – вспоминает Инна Андреевна.

    Люди, далёкие от авиации, могут подумать, что секрет рекордов заключён лишь в достоинствах машины. С одной стороны, тут есть доля правды, поскольку как  Ми-8, так и Ми-26 обладают прекрасными лётно-техническими качествами. Однако, чтобы поставить рекорд, этого мало. Необходим «сплав» возможностей машины и высочайшего мастерства экипажа, доведённого до пределов искусства техники пилотирования. Нужны чёткие, филигранные действия в полёте каждого авиаспециалиста, абсолютная синхронность в их работе, способность ни разу не «запнуться» в пилотировании и прокладке курса.

    Все рекорды зафиксированы в Международной  Авиационной федерации. Копец И.А. награждена дипломами и золотыми медалями ФАИ (таблица рекордов прилагается).

     Инна Андреевна имеет благодарности от генеральных конструкторов М.Миля, М.Тищенко и Министра гражданской Авиации Б.Бугаёва.

      В 1990 году Копец И.А. организовала Благотворительный фонд им. А.Грищенко – Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя, ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Фонд оказывал помощь вертолётчикам, потерявшим здоровье в Чернобыле, членам их семей и другим людям профессии риска, попавшим в трудные жизненные условия. По просьбе испанских вертолётчиков собрала материал о А.Грищенко для музея Боевой Славы в Испанском Военном Вертолётном училище. При её участии в Испании был установлен памятник Герою России А.Грищенко.

«По щекам 15-кратной рекордсменки мира вертолетчицы Инны Андреевны Копец текли слезы. Звучал гимн России. Нет, это не чествовали очередную нашу спортивную победу. Это на испанской земле, на территории военной базы в Армилья, торжественно открывали памятник русскому вертолетчику, герою России, заслуженному летчику-испытателю СССР, герою Чернобыля Анатолию Грищенко. Во время локализации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Анатолий на своей "вертушке" хладнокровно творил чудеса по транспортировке грузов на внешней подвеске. Смерть не простила подобных вольностей — забрала его в 1990 году, хотя за жизнь этого бесстрашного человека боролись всем миром. И вот на плацу после исполнения гимнов России и Испании председатель центрального совета РОСТО генерал-полковник Алексей Анохин поблагодарил испанских друзей за трепетное отношение к русскому герою и сказал, что подвиг Алексея Грищенко никогда не забудется», - так писали об этом памятном событии журналисты.

  Инна Андреевна участвовала в возрождении Федерации Вертолётного Спорта  России, в качестве секретаря Федерации и спортивного судьи принимала участие в проведении 33-го, 34-го, 35-го и 37-го Чемпионата России стран СНГ и Чемпионата Москвы, посвящённому 850-летию Столицы.    Была помощником Президента Федерации Вертолётного спорта генерал-полковника В.Е.Павлова, помогая готовить членов Сборной команды страны к выступлениям Чемпионатах России, Мира и Европы.

   В 1996 году принимала участие в создании общественной организации «Женщины Подмосковья». С 1998 года руководит клубом «Люберчанка», который помогает решать социальные проблемы, занимается издательской деятельностью. В качестве первого Вице-президента активно принимала участие в создании женского клуба лётных профессий «Авиатрисса».
     Сегодня Инна Андреевна на заслуженном отдыхе, но по-прежнему в строю. Она является советником по связям с общественностью генерального представителя ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» в Москве.

    В знак высоких профессиональных заслуг она была удостоена Ордена Почёта, который в 2002 году в Кремле ей вручил Президент России Владимир Путин.

   В мае 2005 года в столице США Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось празднование 50-летия со дня основания международной общественной организации Whirly-Girls, объединяющей на добровольных началах профессионалов женщин-вертолетчиц (пилотов, членов летных экипажей, наземных специалистов). Состав организации насчитывает более 1350 женщин из 42 стран мира, при этом за время существования организации представительницы из России присутствовали не ней впервые. Ими были члены экипажа вертолета Ми-26: командир экипажа летчик 1-го класса Инна Копец, штурман 1-го класса Тамара Афанасьева, бортовой инженер Людмила Кошиль.
Этот экипаж на вертолете Ми-26 установил 9 мировых рекордов, которые не побиты до сегодняшнего дня.

   В мероприятиях, приуроченных к празднованию юбилея Международной женской организации вертолетчиц, приняли участие вертолетчицы из США, Канады, Великобритании, Японии, Германии, Югославии, Андорры, Чехии, Словакии и других стран. Но особое внимание было уделено именно российским вертолетчицам. Эта поездка произвела неизгладимые впечатления. Вот как

 

вспоминает о ней Инна Андреевна Копец: «Наш экипаж был принят на «ура!». Отправляясь на эту встречу, мы знали, что наши достижения, многолетний опыт работы позволяют не робеть в столь представительном обществе вертолетчиц мира. Мы познакомились с Президентом организации. Многие не скрывали радости общения с нами. Было в этом общении то тепло, которое бывает между родными или людьми, у которых есть одно общее дело. К нам проявляли искренний неподдельный интерес, фотографировали, как голливудских красавиц! Чего же скрывать, форма нашим дамам всем к лицу! После демонстрации фильма о нашей работе в Западной Сибири, все гости, присутствующие в зале, встали и рукоплескали нам стоя. Мы испытали непередаваемое чувство гордости за нашу Родину, российскую авиацию. Сердце переполнилось чувством благодарности тем, кто помог нам принять участие в этом празднике. Ради таких минут стоит жить!».

   Инна Андреевна Копец – почётный гражданин Люберецкого района, мастер спорта международного класса по вертолётному спорту, 15-кратная рекордсменка мира, отличник «Аэрофлота», пилот первого класса.

   За высокие производственные показатели, обеспечение безопасности полётов и культурное обслуживание пассажиров Копец И.А. была награждена Знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налёт 11000 часов», медалями «Ветеран Труда», «850 лет Москвы», Орденом Почёта, Почётным Знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта МО», Грамотой Правительства Москвы, «Почётный член РОСТО (ДОСААФ)».

   Копец И.А. пользуется большим авторитетом среди ветеранов и молодого поколения – авиаторов страны, а также и за рубежом. За свою лётную деятельность, как инструктор и наставник, она подготовила десятки молодых пилотов, которые,  став командирами вертолётов, выполняют полёты в Заполярье и Антарктиде, во многих регионах России. Копец Инна Андреевна внесла неоценимый вклад в дело поднятия престижа СССР и России, Российского вертолётостроения и вертолётчиков на международной арене.     

  А ещё – она большой  друг и наставник молодёжи. Её хорошо знают в нашей школе и школе №11 . Она является активным членом совета ветеранов, также была почётным гостем авиасалона Макс – 2007 в Жуковском.

      Инну Андреевну Копец опередить в достижениях, пожалуй, нереально. И в Америке её встречают получше любой голливудской красавицы, и в Кремле Президент принимает, и в родных Люберцах её не знает только самый ленивый. И это неудивительно. Инна Андреевна Копец – единственная на планете женщина, налетавшая на вертолетах 11,5 тысяч часов, в её активе 15 мировых рекордов, которые не побиты до сих пор.
   Одна из первых отечественных вертолетчиц, на всю жизнь сохранившая верность фирме им. Миля, Инна Андреевна заслужила почетное звание «бабушки вертолетной авиации». И при всем при этом ни намека на звездную болезнь. Простая в общении, приветливая, внимательная, она располагает к себе сразу. А еще Инна Андреевна очень неравнодушный человек, чужую боль или несправедливость принимает близко к сердцу и частенько в ущерб собственному здоровью. По-другому не умеет и живет по максимуму. Вот и сегодня она не стоит в стороне от общественной жизни Люберец, вместе с М.Н.Рязанцевым возглавляет Русско-славянский центр, на счету которого множество хороших, добрых дел. Инна Андреевна является секретарём и одним из создателей Всероссийской  организации «Содружество вертолётчиков».

     Вот какой удивительный человек живет рядом с нами!

     Когда я собирала публикации о легендарной вертолётчице, слушала рассказы Инны Андреевны о полётах, о её победах и достижениях, я решила, что обязательно стану журналистом, чтобы иметь возможность рассказать всем о замечательных людях, настоящих героях нашего времени.

      В своей работе я осветила лишь некоторые, основные вехи жизни Инны Андреевны Копец. Я понимаю, что строки биографической хроники до предела сжаты, и за каждой из них годы, дни, часы и даже минуты, прожитые, словно, на одном дыхании. Её жизнь – полёт души. Умная, талантливая, красивая и в то же время мужественная, сильная она и сейчас является примером активной жизненной позиции, самообладания, стойкости и горячей любви к Родине.

 

Список литературы.

1.     «Люберецкая газета» №7 от 24.02.2006г.

2.     Газета «Сургутская трибуна» №189 от 2.10.2000г., статья Андрея Введенского.

3.     Журнал «Вертолёт» №2 (17) 2002г.

4.     Газета «Губерния» от 10.10.2007г.

5.     «Новый округ» газета г. Сургут от 8.11.2007г.

6.     Газета «Воздушный транспорт» №35 1992г., статья «Убегающий август».

7.     Журнал «Гражданская авиация » №6 1984г., статья «Обычная работа. Из записок командира вертолёта Инны Копец», Ада Левина.

8.     Журнал  «Гражданская авиация » №4, 1885 г., статья «Трудное счастье лётчицы», И.Светличный.

-->

Меню сайта

Опросы
Как вам наш сайт?
Всего ответов: 26797